Пресс-конференция, посвященная деятельности концертных агентств и влиянии пандемии на музыкальную отрасль, состоялась в пресс-центре ТАСС в онлайн-формате 5 октября 2020 года.
О работе индустрии в эпоху ограничительных мер рассказали глава SAV Entertainment Надежда Соловьева, президент концертного холдинга Berin Iglesias Art Максим Берин, президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин, директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко, директор Crocus City Hall Роман Грачев, директор концертного агентства «Музыкальный город» Александр Рыжов, генеральный директор концертного агентства «Мир» Руслан Михайленко и директор концертного агентства Artistika Ольга Шпигальских.
Надежда Соловьева (на верхнем фото) посетовала, что с марта в российской концертной индустрии ничего не изменилось. Несмотря на то, что в Москве сейчас разрешены выступления в залах вместимостью до 3 000 человек, проводятся далеко не все из запланированных мероприятий, многие зрители попросту пока боятся ходить на концерты. Из положительных моментов Надежда Соловьева выделила лишь создание Ассоциации театрально-концертных организаторов и отлаживание механизма возврата билетов на перенесенные мероприятия.
— Было бы обидно все бросать и идти, например, делать валенки, потому что наша индустрия создавалась годами, и в ней задействовано более полумиллиона человек, — заявила Надежда Соловьева. — Поэтому сейчас мы колоссально нуждаемся в помощи государства. Мы благодарны за то, что уже сделано, но нам нужны новые шаги и разрешения на полное раскрытие залов.
Максим Берин согласился с Надеждой Соловьевой в том, что музыкальный бизнес в мировом масштабе «страдает неимоверно». Промоутеры несут ежедневные расходы по содержанию персонала, которые ничем не покрываются. Выход из ситуации он видит в разрешении на концерты хотя бы в 10 000 человек. Зрители, по оценке эксперта, готовы рисковать и идти концерты. Максим Берин признался, что у его компании сорвалось множество концертов, в частности — тур с участием Энрике Иглесиаса. Многие мероприятия, запланированные на 2020-й, были перенесены на 2021-й год.
Михаил Шурыгин признался, что за 22 года существования его компании ничего подобного не было. У зрителей, помимо страха перед посещением мероприятий, практически не осталось денег на билеты. Михаил Шурыгин старается сохранять рабочие места в своей компании, но удержать 100% своих сотрудников в нынешних условиях не способен. Из позитивных моментов Михаил Шурыгин выделил освоение новых форм управления и эффективное использование онлайн-формата. Но это касается крупных промоутеров, а остальные находятся в плачевном состоянии.
Роман Грачев заметил, что переносятся в основном те мероприятия, за которые промоутеры уже заплатили артистам гонорары. К тому же договорные отношения подразумевают и штрафы, поскольку официально карантин объявлен не был. Сотрудники двух залов Crocus City Hall и океанариума были отправлены в бессрочный отпуск. Колоссальные деньги идут и на содержание площадок. Например, океанариум «съедает» до 15 миллионов рублей в месяц. Тем не менее некоторые мероприятия Crocus City Hall все же проводит. Роман Грачев также выразил надежду, что власти не будут прибегать к таким жестким ограничениям, как весной, поэтому людям будет проще перенести невзгоды, связанные с пандемией.
Дмитрий Гринченко опасается, что если концертные выступления будут запрещены в ближайшее время, то промоутерам придется попросту уходить из профессии. С его точки зрения, индустрия классической музыки сильно пострадала еще и потому, что в ней развита система абонементов — то есть, билеты продаются на много месяцев вперед. Дмитрий Гринченко заметил, что в современной ситуации концертная индустрия должна учиться жить с мыслью, что коронавирус никуда уже не денется, и под него просто нужно учиться подстраиваться.
Ольга Шпигальских призналась, что ее концертное агентство не было готово к такой ситуации ни морально, ни финансово. Мероприятия переносятся, и перспектив пока не видно. Со стороны государства Ольга Шпигальских видит лишь негативную оценку концертной индустрии как потенциальной угрозы с точки зрения эпидемиологической ситуации. Агентство Artistika не может полноценно работать потому, что предпочитает организовывать гастрольные туры, о которых пока не может идти речи.
Комментарий главного редактора InterMedia Евгения Сафронова:
В концертной индустрии — как и во всех культурных (креативных) индустриях — главной ценностью является не обороты, стоимость или объём занятости, а то, что сейчас принято называть модным словом “человеческий капитал” — целая армия опытных и при этом увлеченных организаторов, десятки тысяч авторов и исполнителей, владеющих умами населения всех возрастов и наций. Именно эти люди сейчас лишены возможности участия в развитии общества, страна их уже теряет — и это мощный удар по всей отечественной культуре, потеря целого поколения, дальнейшее снижение влияния и престижа страны на международной арене. К сожалению, руководство государства, как и все последние полвека, всё ещё не осознает серьёзности ситуации — восстановить работу ресторанов или железных дорог можно за пару месяцев, а для восстановления культурных процессов нужны десятилетия и целые поколения. Если сейчас не принять план сохранения отрасли, то можно потерять не только отрасль, но и целые слои общества.
Источник: intermedia.ru